вторник, 20 мая 2014 г.

Российская наука или как хорошо заниматься фундаментальными задачами

Я - ученый, я – робот

Наивность современных молодых ученых и тех, кто ими хочет стать, заключается в том, что они воображают себе современную науку такой, какой она не является. Для одних это некое элитарное занятие, где всё инновационное и основано на самых современных технологиях, для других – советского типа учреждения, где люди сидят в четырех стенах и изучают пыль, оставшуюся с тех самых времен. Но никто, а это более важно, так как является скрытой причиной отторжения, не представляет себе трудозатраты, в том числе и министерства, ответственные за всякие там «нормы», которые скопированы еще с советских. В самую первую очередь для ученого встает вопрос трудозатрат. Одно дело работать физически, если у тебя есть к этому и способности и возможности, но после рабочего дня ты можешь спокойно отдохнуть с семьей или друзьями, а все сверхурочные часы будут оплачены в соответствии с законом. Деятельность же умственная, а точнее работа настоящего ученого, требует иного отношения. И не то чтобы требует, она является таковой: ученый не может не думать и не разговаривать о науке дома, на отдыхе, после основного, оплачиваемого замечу, рабочего времени. И не то чтобы ученый не может за отведенное ему для работы время выполнить свою работу, нет, просто она не оставляет его. Великие ученые 19 и 20 века были в этом отношении свободными художниками, наука не была основным видом деятельности для них. Сейчас же ученых превратились в лаборантов, роботов, которые тупо, как машины, сидят и выполняют отведенное им в срок задание. Нет, ребята, тут вам за те же деньги придется пожертвовать всем – семьей, свободным временем, приятным отдыхом и т.п. Хотя нет, все это в жизни ученого есть, но в каком-то другом качестве. Типа жена или муж работают в смежной области или в конкурирующей. Париж и Сидней «я видел», когда был на конференции, а отдыхать мы будем, когда сдадим статью в журнал с «импактом» 5. Если вы так не можете или не хотите, ребята, – не идите в науку или уйдите из нее, не надо ныть о том, как у вас все плохо, этим делу не поможешь.

О времена, о нравы!

Современные ученые не готовы бороться за свои результаты. Они наполнены скептицизмом и не решительны. Можно сказать, что ученые, вступившие в науку в конце 80-х и до начала 00-х, обруганы властью и поставлены в жалкое положение попрошаек. Но это, скорее всего, их подсознательное состояние, которое возникло из-за ситуации 90-х, когда многие делали колбасу или гнали самогон, вместо работы. И отсюда, между прочим, вторая проблема – грубое и намеренное, а зачастую и непреднамеренное, в силу не знания, пренебрежение простейшими правилами научных экспериментов как то воспроизвдимость, значимость, постановка интактных экспериментов. И эта нерешимость, гложущая данное поколение ученых подсознательно, не дает современной российской науке двигаться теми темпами, которые диктует 21 век. У ученого постепенно должна развиваться определенная смелость, конечно ограниченная некими нормами, о которых я говорил выше. По-человечески, российского ученого можно понять: плачевное состояние господдержки и отсутствие других путей финансирования, «слепота» бизнеса и преобладание товарно-сырьего сектора экономики. На весах у маленького ученого научные свершения и собственная небольшая, но соответствующая тем умственным усилиям, которые были приложены, выгода. Но коль уж речь зашла о деньгах, тут нужно предъявить товар лицом, а чтобы его предъявить – нужна научная смелость. Порочный круг, но я верю, что именно ученый своей смелостью может его разорвать.

Фундаментальные задачи

Не могу понять, откуда пошла мода в современной российской науке заниматься фундаментальными задачами? Может быть от того, что много занимались философией науки? Или наоборот мало?

Да, конечно, фундаментальные исследования, это основа всего. Они дают некоторые изначальные предпосылки к изучению тех или иных задач. Но я в данный момент хочу поговорить о фундаментальных задачах, которыми почему-то занимаются маленькие научные группы,  молодые специалисты, у которых даже нет опыта глубоких исследований. Суть в том, что многие прячутся за фундаментальные задачи, как за ширму от практического выхода, говоря что для науки, для «высокой науки», практического выхода не нужно. Он нужен здесь и сейчас лишь потому, что средства наука сама еще пока не научилась получать, а для того чтобы тоже государства или инвестора завлечь, нужен практический выход. Но дело не только в этом, а в том, что весь процесс познания человека начался с практического выхода – почему так, а не иначе, как сделать так, чтобы получить это – им он закончится. Фундаментальные задачи нужны для написания умных книжек.