среда, 11 июня 2014 г.

Немного о русском языке

Источник

Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке – заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот.

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».

В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд – это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и«змееед».

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- – закоулок.

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня – вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).

Единственное односложное прилагательное в русском языке – это злой.

В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, – итог и итого и а- – авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов и и а.

Слова бык и пчела – однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».
В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме – это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.

Самые длинные глаголы – «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все – 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв);
Самые длинные существительные – «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами – по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.);

Самые длинные одушевлённые существительные – «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами – по 23 буквы);

Самое длинное наречие, фиксируемое словарём – «неудовлетворительно» (19 букв); впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарём;

Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь – «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса);

Слово «соответственно» — самый длинный предлог и самый длинный союз одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.

Недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

вторник, 20 мая 2014 г.

Российская наука или как хорошо заниматься фундаментальными задачами

Я - ученый, я – робот

Наивность современных молодых ученых и тех, кто ими хочет стать, заключается в том, что они воображают себе современную науку такой, какой она не является. Для одних это некое элитарное занятие, где всё инновационное и основано на самых современных технологиях, для других – советского типа учреждения, где люди сидят в четырех стенах и изучают пыль, оставшуюся с тех самых времен. Но никто, а это более важно, так как является скрытой причиной отторжения, не представляет себе трудозатраты, в том числе и министерства, ответственные за всякие там «нормы», которые скопированы еще с советских. В самую первую очередь для ученого встает вопрос трудозатрат. Одно дело работать физически, если у тебя есть к этому и способности и возможности, но после рабочего дня ты можешь спокойно отдохнуть с семьей или друзьями, а все сверхурочные часы будут оплачены в соответствии с законом. Деятельность же умственная, а точнее работа настоящего ученого, требует иного отношения. И не то чтобы требует, она является таковой: ученый не может не думать и не разговаривать о науке дома, на отдыхе, после основного, оплачиваемого замечу, рабочего времени. И не то чтобы ученый не может за отведенное ему для работы время выполнить свою работу, нет, просто она не оставляет его. Великие ученые 19 и 20 века были в этом отношении свободными художниками, наука не была основным видом деятельности для них. Сейчас же ученых превратились в лаборантов, роботов, которые тупо, как машины, сидят и выполняют отведенное им в срок задание. Нет, ребята, тут вам за те же деньги придется пожертвовать всем – семьей, свободным временем, приятным отдыхом и т.п. Хотя нет, все это в жизни ученого есть, но в каком-то другом качестве. Типа жена или муж работают в смежной области или в конкурирующей. Париж и Сидней «я видел», когда был на конференции, а отдыхать мы будем, когда сдадим статью в журнал с «импактом» 5. Если вы так не можете или не хотите, ребята, – не идите в науку или уйдите из нее, не надо ныть о том, как у вас все плохо, этим делу не поможешь.

О времена, о нравы!

Современные ученые не готовы бороться за свои результаты. Они наполнены скептицизмом и не решительны. Можно сказать, что ученые, вступившие в науку в конце 80-х и до начала 00-х, обруганы властью и поставлены в жалкое положение попрошаек. Но это, скорее всего, их подсознательное состояние, которое возникло из-за ситуации 90-х, когда многие делали колбасу или гнали самогон, вместо работы. И отсюда, между прочим, вторая проблема – грубое и намеренное, а зачастую и непреднамеренное, в силу не знания, пренебрежение простейшими правилами научных экспериментов как то воспроизвдимость, значимость, постановка интактных экспериментов. И эта нерешимость, гложущая данное поколение ученых подсознательно, не дает современной российской науке двигаться теми темпами, которые диктует 21 век. У ученого постепенно должна развиваться определенная смелость, конечно ограниченная некими нормами, о которых я говорил выше. По-человечески, российского ученого можно понять: плачевное состояние господдержки и отсутствие других путей финансирования, «слепота» бизнеса и преобладание товарно-сырьего сектора экономики. На весах у маленького ученого научные свершения и собственная небольшая, но соответствующая тем умственным усилиям, которые были приложены, выгода. Но коль уж речь зашла о деньгах, тут нужно предъявить товар лицом, а чтобы его предъявить – нужна научная смелость. Порочный круг, но я верю, что именно ученый своей смелостью может его разорвать.

Фундаментальные задачи

Не могу понять, откуда пошла мода в современной российской науке заниматься фундаментальными задачами? Может быть от того, что много занимались философией науки? Или наоборот мало?

Да, конечно, фундаментальные исследования, это основа всего. Они дают некоторые изначальные предпосылки к изучению тех или иных задач. Но я в данный момент хочу поговорить о фундаментальных задачах, которыми почему-то занимаются маленькие научные группы,  молодые специалисты, у которых даже нет опыта глубоких исследований. Суть в том, что многие прячутся за фундаментальные задачи, как за ширму от практического выхода, говоря что для науки, для «высокой науки», практического выхода не нужно. Он нужен здесь и сейчас лишь потому, что средства наука сама еще пока не научилась получать, а для того чтобы тоже государства или инвестора завлечь, нужен практический выход. Но дело не только в этом, а в том, что весь процесс познания человека начался с практического выхода – почему так, а не иначе, как сделать так, чтобы получить это – им он закончится. Фундаментальные задачи нужны для написания умных книжек.

среда, 2 апреля 2014 г.

Весна. Дебаты. Санкт-Петербург. SPBDEBATE

15 марта 2014 года на базе ГБОУ Гимназия №631 Приморского района состоялся Весенний городском чемпионате школьной лиги Санкт-Петербурга по дебатам для учащихся 6-11 классов. Чемпионат проходил при поддержке депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирины Владимировны Ивановой и администрации гимназии.


.

На очередном весеннем чемпионате школьной лиги Санкт-Петербурга по дебатам собрались участники из Республики Беларусь, Московской области, г. Пскова, Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Все команды были распределены на младшую (6-8 классы) и старшую лигу (9-11 классы). Всего на чемпионате приняли участие 40 команд и 30 тренеров и судей без команд. Организаторами чемпионата выступила команда ведущих тренеров Санкт-Петербурга по школьным дебатам – Михаил Русских, Евгений Пашковский и Иван Сухов.
2014 год объявлен в Российской федерации годом культуры, в связи с этим целью чемпионата было привлечь особое внимание учащихся и педагогов Санкт-Петербурга и других регионов России к различным проблемам культуры в России. Поэтому тематической область была озаглавлена как «Год культуры в РФ. Проблемы российского кинематографа и развития культуры в России».
Главными задачами чемпионата являлись формирование навыков ораторского искусства учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, а также активизация работы преподавательского состава образовательных учреждений Северо-западного федерального округа РФ, других регионов России и стран СНГ по привлечению молодежи к дискуссии на актуальные общественно-политические темы и развитию гражданской позиции в рамках формированию культуры ведения конструктивного диалога и спора.

Брига судей под руководством главного судьи Андрея Платонова, заместителя главного судьи в старшей лиги Ксении Рябчиковой и заместителя главного судьи в младшей лиге – Михаила Русских предложила участникам чемпионата 3 подготовленные темы и 2 импровизированные (только для старшей лиги).


Ссылка на оригинал статьи на русcкоязычном сайте IDEA